|
|
Загружаем переднюю ось
Общеизвестно, что дорога к совершенству
извилиста, и начинается она со змейки.
Однако очень тяжело убедить водителя со стажем и хорошим опытом
(часто так думает только он один), что на самом деле он плохо
владеет необходимыми навыками. Очень легко задеть достоинство
автолюбителя и оскорбить его чувства. Поэтому мы не будем давать
советы по правильной посадке, пристегиванию ремня, рулению,
поскольку это вряд ли кого-нибудь сейчас заинтересует. Поэтому
начнем с другого.
Со временем управление автомобилем превращается в автоматический
процесс. И чем опаснее ситуация, чем оперативнее необходимо на
нее реагировать, тем больший объем работы берет на себя мозжечок
и прочие нервные соединения в обход основных участков мозга. Как
следствие руки и ноги берут на себя инициативу и без "Вашего"
разрешения делают то, что им кажется правильным. Своеобразный
безусловный рефлекс. Чтобы переучить собственные конечности
придется попотеть. Будьте подозрительны к разного рода советам,
вроде тех, что говорят, будто на авто с задним приводом во время
заноса нужно немедленно сбросить газ, а на переднеприводных
машинах наоборот резко добавлять. И как разобраться в этой
ситуации, каким приводом оборудовано управляемое Вами авто, если
Вы часто меняете автотранспорт?
Приступим к разбору универсальных рецептов. За девять лет
практики вождения самых разных авто я научился тонко чувствовать
машину и поэтому ни в коем случае не являюсь дилетантом.
Попробуйте убедить, что мне они нужны, эти Ваши рецепты. В ответ
на мой скептицизм меня привезли на площадку, усадили в авто с
передним приводом и велели проехать вперед змейкой, огибая
выставленные вдоль линии конусы. Звучит слишком академично,
поэтому лучше представить, как я ловко маневрирую меж торчащими
канализационными крышками. Вроде бы в воображении все получается
четко. Однако что происходит на самом деле?
На третьем конусе (я повторяю абсолютно одинаковые движения)
авто начинает бросать влево-вправо гораздо сильнее, чем в
начале. И вот к пятому конусу меня кидает в такую амплитуду, что
я со сжавшимся сердцем бью по тормозам, затем начинаю
выкручивать руль (не спрашивайте, зачем? Само получилось) и в
итоге наезжаю на очередной конус. Вот не повезло. Зато мы
подошли к первому уроку: перед тем, как решить проблему,
воссоздайте ее в реальности, а не тратьте время на пустые
рассуждения о том, "сколько всего страшного может случиться на
дороге и как важно этого избежать".
Надеюсь, теперь все недоверчивые особы лучше настроены на то,
чтобы слушать. Впрочем, базовая теория не таит в себе больших
хитростей. Авто соприкасается с трассой двумя парами колес. Это
бесспорно. В пятне контакта на них воздействует сила тяга, сила
бокового сноса и тормозная сила. Если результат сложения тяги и
сноса или сноса и торможения окажется больше силы трения, то
авто перестанет слушаться руля. Это и случилось с моей передней
осью.
Решение данной проблемы - либо снизить скорость, либо, что
намного интереснее, увеличить показатель силы трения передней
оси: загрузите ее весом авто. Очень важно прочувствовать
распределение нагрузки по осям.
Тренер разъясняет, что нужно сделать крайне простую вещь. Перед
каждым конусом на короткое мгновение необходимо отпустить газ.
Авто начало тормозить двигателем, сделало клевок, передние
колеса загрузились и начали слушаться руля. От меня требовалось
отпустить газ - повернуть руль - снова нажать.
Повторять данную цепочку действий перед каждым конусом. Но это
только упрощенный вариант. Позже, с накоплением опыта в данном
вопросе, я должен буду не только сбросить газ, но и затормозить.
К счастью, учитель оказался жалостливым человек и не перегнул с
объемом подаваемой новой информации.
В теории все выглядит довольно просто. Однако я осознаю, что за
выполненные две "обновленные" змейки меня хвалят по большей
части для психологической поддержки. С другой стороны я получаю
ценные советы и замечания по поводу того, что я газ слишком
поздно отпустил, слишком рано руль повернул или еще хуже, сбился
с ритма. И тут, при выполнении третьей змейки, внезапно
наступают изменения. Я вдруг прекратил механически крутить руль
и давить на педали, а начал по-другому ощущать свое авто.
Честное слово, я чувствовал, как колеса вгрызаются в дорогу при
каждом отпускании педали газа. Не знаю, как у остальных людей,
но я почувствовал что-то похожее на прозрение.
Это короткое ощущение счастья необходимо закрепить.
Распределение веса по осям и зависящая от этого сила трения -
это первооснова.
Поэтому лучше пройти еще одно упражнение, похожее на предыдущее
по своей сути. Нарисуйте с помощью конусов крутой поворот на
асфальте. Входите в него на скорости около сорока километров
(данный маневр требует меньших скоростей, но в этот раз так и
нужно) и круто поверните руль, не отпуская педаль газа. В
результате, машину вынесет наружу и все конусы будут снесены.
Между прочим, в таких ситуациях снос передней оси происходит на
машинах с любым приводом. И совет тут один и тот же - нагрузка
передней оси.
Повторно вхожу в поворот, выкручиваю роль, и, когда происходит
занос, отпускаю "газ" и вслед за этим слегка позволяю рулю
вернуться обратно. Только не думайте, что я повторяю давно
известные истины. Я тоже и читал и смотрел об этом передачи,
разобрался во всем до последней точки, но на практике у меня
ничего толкового не вышло. Постоянно меня крутит, выносит или же
передок не хочет скользить. Меня снова закидывают объяснениями.
И чуть позже - вновь происходит прозрение. Каким-то образом я
сумел уловить моменты сброса газа, клевка, откручивания руля, и
в ответ на это авто послушно ныряет в пространство поворота и
успешно проходит по траектории узкого коридора. Никакого
скольжения к наружным конусам. Мне удалось!
Теперь понимаете, почему так важна развесовка по осям? По
окончании первого же урока развесовка превратилась для меня в
главный смысл жизни "автолюбителя". И я вовсе не преуменьшаю.
Например, когда я выезжал в город и видел пустые дороги без
признаков присутствия уважаемых мною сотрудников ГИБДД, то сразу
же начинал упражняться: сброс газа - поворот - нажим, сброс -
поворот - нажим. Мое авто трансформировалось из обычного
транспорта на четырех колесах в качели, которые при разгоне
приседают на заднюю ось, а при сбросе газа и торможении начинают
"клевать". Вообще-то моя машина и раньше была на это способна,
просто я только теперь научился это использовать. Тут стоит
добавить, что мой уровень исполнения можно определить, как
любительский. Однако для первого урока этого вполне хватит.
|
|
|