|
|
Занос
На наших уроках вождения Вы обязательно
столкнетесь с таким понятием, как занос. Опытный инструктор по
вождению автомобиля поможет Вам справиться со страхом перед этим
явлением и научит, как грамотно выйти из заноса.
Чем опасен занос?
Одна только мысль о возможном заносе приводит в ужас чуть ли не
каждого автолюбителя. Чем же так страшен занос? В основном -
нашей на него реакцией. Как только водитель видит, что
автомобиль начинает двигаться как-то странно, боком,
поворачиваясь на ходу в совершенно непредсказуемом направлении,
как только он чувствует, как задние колеса пытаются обогнать
передние, мгновенно срабатывает чувство самосохранения.
Совершенно инстинктивно водитель начинает выкручивать руль в
обратную сторону, пытаясь выровнять вышедшую из повиновения
машину. Одновременно с этим нога сама тянется к педали тормоза и
жмет на нее тем сильнее, чем сильнее заносит машину. Вот тут
начинается самое интересное. Вместо того, чтобы выйти из заноса,
автомобиль бросается в другую сторону, вам приходится крутить
руль туда-сюда все быстрее и жать на тормоз все чаще. Это
значит, занос стал колебательным, и теперь машину будет носить
от одной обочины до другой, пока она не остановится - если вам
повезет, или пока не встретит на пути какое-нибудь препятствие -
если не повезёт.
Самое интересное состоит в том, что если начинающий водитель,
едва почуяв, что машина входит в занос, от ужаса цепенеет, а то
и вовсе выпускает руль из рук, довольно часто происходит чудо -
машина сама выравнивается, выходит из заноса. Из этого можно
сделать вывод, что автомобиль, если ему не мешать, во многих
случаях сам выйдет из заноса. Но хорошо бы еще и помочь ему
немного. А для этого - перестаем пугаться и овладеваем техникой,
называемой "управляемый занос".
Техника управляемого заноса
На первый взгляд, эта техника противоречит всем законам логики и
здравого смысла. Но попробовать все-таки стоит. В чем же
нелогичность?. Да в том, что, как только вы замечаете, что
машину начинает заносить, надо взять себя в руки, не испугаться,
и плавно, не спеша и без резких движений, повернуть руль в
сторону заноса. Если скорость автомобиля не угрожающе высока в
момент вхождения в занос, то надо чуть-чуть подгазовать. И ни в
коем случае не пытаться тормозить - подторможенные, а тем более
подклиненные, колеса начнут скользить по поверхности дороги, и
занос усилится.
Естественно, первый раз пробовать такую технику надо не во время
полета на запредельной скорости по обледенелому шоссе, а в
спокойной обстановке, когда занос будет так сказать ожидаемым.
Для этого двигаясь по широкому шоссе со скоростью 30-40 км/час,
выбираем момент, когда нет ни встречных, ни обгоняющих машин, и
искусственно вводим машину в состояние заноса. Для этого
нужно... сделать именно то, что вы стремились сделать для выхода
из заноса - резко тормознуть и одновременно с этим быстро
повернуть руль на полоборота влево. Как только вы это сделаете,
тут же поймете - машину понесло. Теперь пробуем все наоборот -
подгазовка, поворот руля в сторону заноса. Выровнялись? Так и
должно было случиться. Повторите это упражнение еще несколько
раз. Поначалу вы можете слишком сильно повернуть руль, слишком
сильно или запоздало газануть, и тогда машину немного крутнёт в
обратную сторону. Научитесь делать всё плавно и в нужный момент.
Когда поймете, что вы уже в состоянии управлять заносом -
попробуйте сделать то же самое на скорости 50-60 км/час. Ваши
движения при заносе должны быть доведены до автоматизма. Только
тогда вы сможете управлять реальным, неожиданным заносом. Только
тогда заученные движения возобладают над рефлекторным желанием
немедленно остановиться.
И еще одна тонкость - водитель, совершая какие-либо действия по
управлению машиной, всегда ждет ее реакции. Нажали газ, ждем
разгона, потом отпускаем. Крутнули руль - ждем пока повернет,
потом выпрямляем. В случае заноса все не так. Ни в коем случае
не ждите реакции машины. Повернули руль в сторону заноса, и тут
же вернули его в начальное положение. Подгазовали, и, не
дожидаясь увеличения скорости, отпустили педаль - торможение
двигателем при заносе куда эффективнее обычных тормозов.
Сменив машину, попробуйте сначала управлять заносом на малой
скорости. Имейте в виду, что техника "управляемого заноса" очень
отличается для переднеприводных и заднеприводных автомобилей.
Упражняйтесь, тренируйтесь, и, как сказал Суворов, тяжело в
ученье - легко в бою.
|
|
|