|
|
Торможение боковым скольжением
Арсенал высшего мастерства управления
автомобилем включает несколько приемов торможения, которые
нельзя назвать традиционными. Они показывают высокую
эффективность в критических ситуациях, когда рабочие тормоза
становятся бесполезны для торможения (отказ тормозной системы
из-за обрыва тормозного шланга, механического повреждения
тормозных устройств или по другой причине) или же когда
использование рабочих тормозов грозит управляемости и
устойчивости автомобиля.
В случае, когда машина въезжает в поворот на скорости,
превышающей критическую, снизить ее традиционным способом
получится не всегда. Здесь нельзя применять прерывистый и
ступенчатый приемы торможения, хоть они и самые эффективные. При
этом возможна блокировка колес. Плавный же прием торможения
будет малоэффективен. Вот и возникает неприятный расклад, когда
все варианты приведут к аварии. И все же ее можно избежать, если
использовать ритмический или глубокий критический занос, как
способ затормозить автомобиль.
Двигаясь под углом, в боковом скольжении, машина быстро потеряет
скорость, потому что увеличится поперечное пятно контакта шины с
различными формами грунтозацепов (например, с продольными
беговыми дорожками). Чтобы затормозить боковым соскальзыванием,
необходимо перевести машину в управляемый занос и определенное
время удерживать ее в таком состоянии, пока скорость не
снизится.
Далее мы перечислим способы, с помощью которых можно вызвать
произвольный занос:
- резкое дросселирование на дуге поворота при малом коэффициенте
сцепления (снег, лед и др.). Двигаясь по этой дуге, необходимо
резко надавить на "газ", а после возникновения заноса отпустить
педаль и стабилизировать автомобиль, повернув рулевое колесо по
направлению заноса;
- контрсмещение и резкое дросселирование при входе в поворот.
Чтобы перейти в состояние бокового скольжения перед первым
поворотом налево, нужно сперва произвести маневр вправо, а потом
влево, тем самым резко подняв мощность двигателя. А
контрсмещение и следующий за ним поворот создадут вращательный
импульс, который позже усилится за счет эффекта пробуксовки
колес. Автомобиль стабилизируется благодаря повороту рулевого
колеса по направлению заноса и уменьшению частоты вращения
коленчатого вала в двигателе;
- резкое (ударное) включение понижающей передачи с пропуском в
точке, лежащей на дуге поворота.
В обычной ситуации критический занос напугает любого водителя,
однако он может помочь при экстренном торможении перед
поворотом, когда другие способы бесполезны (на скользких
дорогах).
Входя в поворот, искусственным способом (включение понижающей
передачи, резкое дросселирование, включение-выключение
стояночного тормоза или контрсмещение) вызовите у автомобиля
скольжение задних колес.
Стабилизируйте машину при критическом заносе с помощью
скоростного руления, а потом удерживайте её в таком положении,
пока скорость не снизиться до безопасного уровня.
Очень опасен боковой упор наружным колесом, потому что это может
перевернуть автомобиль. Остерегайтесь его.
Резко включив понижающую передачу при закрытом дросселе, Вы
вызовете боковое соскальзывание задних колес. Вследствие этого
произойдет следующий эффект - на короткий промежуток времени
одно из колес заблокируется. Это похоже на то, как если бы Вы
включили стояночный тормоз. Данный эффект вызовет вращательный
импульс машины при условии, что автомобиль будет двигаться по
дуге поворота. Последующая регулировка показателей угла заноса
становится возможной благодаря дозированному переменному
дросселированию, а руление поможет стабилизировать автомобиль.
Мы делимся с Вами всего тремя приемами, которые позволят Вам
перейти в состояние управляемого скольжения, но на самом деле их
намного больше. Например, на автомобилях с передним приводом
лучше всего использовать прием "газ-тормоз", который на
поворотной дуге сохранит тягу передних колес и при этом
обеспечит блокировку задних. Величиной и продолжительностью
тормозного усилия можно отрегулировать нужный угол заноса.
Правда, длительное удерживание в боковом скольжении на
переднеприводном автомобиле практически невозможно, что в свою
очередь свойственно заднеприводным авто.
Ритмичный занос является еще одним способом аварийного
торможения через скольжение задней оси. Этот вариант очень
актуален на спуске, когда отказывают тормозные системы, что
может привести к самым непоправимым последствиям, включая травмы
и гибель водителя вместе с пассажирами. Чтобы затормозить
необходимо выполнить очередность ритмичных маневров - двигаться
по змеевидной траектории, резко дросселируя на каждом повороте.
Это приведет к поочередно возникающим заносам влево и вправо.
Правильным регулированием угла заноса создается то тормозное
усилие, что будет соответствовать возможностям дорожной
ситуации. Трудность выполнения данного приема заключается в
высокой скорости руления, которая в экстремальных условиях
способна обеспечить безопасность. Нехватка скорости и слабая
подготовка вполне вероятно приведут к вращению машины и
перерастанию критической ситуации в аварию.
|
|
|