|
|
Выживание в пробке
Сидя за рулем, апатично уставиться на багажник
стоящей впереди машины, наблюдая боковым зрением, как за окном
проносятся пешеходы. Так или примерно так проводит несколько
часов своей жизни каждый столичный водитель. Для киевских
автомобилистов машина уже давно стала и вторым домом, и вторым
офисом. И пока столичные власти думают, как им нагляднее
показать свою бурную деятельность в деле борьбы с дорожными
заторами, водителям ничего не остается, кроме как смириться с
ежедневными пробками и постараться к ним адаптироваться.
Между тем, дорожные пробки выливаются каждому водителю "в
копеечку". Ведь стояние в заторе - это не только дополнительный
расход бензина, но и амортизация транспорта, потеря времени
(рабочего или личного) и, наконец, полностью истрепанные нервы.
В какую сумму обходятся водителю простои в дорожных пробках.
Самые "пробочные" дни - вторник и среда
В мире с проблемой пробок столкнулись намного раньше, чем в
Украине - первые схемы подсчета ущерба от дорожных заторов
начали разрабатываться еще в начале 1970-х. Чтобы подсчитать
сумму ущерба, эксперты прежде всего выясняют, сколько машин
простаивают в пробках ежедневно, как долго они стоят и сколько
человек находится в каждой машине. За рубежом эти расчеты
сделать не в пример проще, поскольку все дороги оборудованы
специальными датчиками и камерами видеонаблюдения.
В Украине подобных расчетов пока не делали, а вот российские
эксперты подсчитали, что на дорогах России в пробках теряется
около 4% ВВП страны. В прошлом году в Москве час простоя в
пробке в будний день обошелся государству в 500 руб. с легкового
автомобиля и более 16 тыс. - с автобуса, в этом году - примерно
на 4% дороже.
Другое российское исследование выявило самые "пробочные" дни
рабочей недели - вторник и среда. А вот самый незагруженный
транспортными потоками день, каким бы удивительным это не
показалось, - понедельник.
Своя рубашка ближе к телу
Наиболее очевидные лишние расходы, потраченные во время стояния
в пробке, - это расходы на бензин. Один час работающего
двигателя (а многие водители, стоя в пробке, не выключают
зажигание) - это 10-15 дополнительных гривен на топливо.
Кроме того, в пробке растет стоимость эксплуатации автомобиля.
Расчеты, касающиеся увеличения расходов на амортизацию, весьма
приблизительны, тем не менее право на жизнь имеют. Не секрет,
что новый автомобиль за год в среднем теряет 10% своей
стоимости. То есть машина стоимостью, например, $20 тыс. за год
подешевеет на $2 тыс. Таким образом, если принять за исходные
данные, что каждый автомобилист ежедневно проводит за рулем 3-4
часа, получаем, что каждый час простоя в пробке "удешевляет"
транспортное средство на $1,5-2.
Как известно, время - деньги. Простаивая в пробке, человек
теряет время, а стоимость одного рабочего часа давно подсчитана
статистикой. Как сообщили в Главном управлении статистики в г.
Киеве, средняя зарплата в столице составляет 3 274 грн./месяц.
Начисления за один час составляют 18,75 грн.
Убытки, которые нельзя посчитать
Многие убытки (например, ущерб для экологии) подсчитать сложнее.
Согласно данным Госкомстата, ежегодно в атмосферный воздух
Украины выбрасывается более 7 млн. тонн вредных отходов, причем
более трети выбросов осуществляется "передвижными источниками",
то есть транспортом. Как рассказал, профессор Григорий Шматков,
"техногенная нагрузка на природную среду на территории Украины
более чем в пять раз превышает аналогичный показатель в развитых
странах". Нередко с пробками связывают проблему несвоевременного
вывоза мусора в столице. Последствия опоздания к больному машины
скорой помощи или простоя едущей по вызову пожарной машины еще
более удручающие.
Ежегодно в атмосферный воздух Украины выбрасывается более 2,34
млн. тонн выхлопных газов.
Еще одним важным косвенным убытком является увеличение числа
ДТП. По статистике, число аварий возрастает не только на высоких
скоростях, но и на низких, как раз в дорожных пробках, поскольку
двигаться по дороге рывками, от пробки до пробки, неудобно и
опасно. И хотя на низких скоростях смертность в ДТП
незначительна, материальный ущерб бывает очень и очень
существенен.
Отдельный разговор о случаях, когда люди стоят на дороге, не
успевая на встречи. Если встреча была деловой, сумму ущерба
можно приравнять к сумме сорванной сделки. Но как быть, если вас
два часа прождал в пустом школьном дворе собственный ребенок? В
какую сумму оценить свои потраченные нервы и его слезы?
|
|
|